Он действительно немного похож на легендарного средневекового певца изумрудного острова: длинные светлые волосы, тонкое лицо, задумчивые глаза, легкая грусть, в которых тоска по недостижимому лирическому идеалу. Он пишет мелодичные и немного грустные песни на свои стихи и произведения многих других поэтов из разных времен, которые находит созвучными. В свободное от концертов время он занимается с талантливыми детишками и ведет работу в собственной студии звукозаписи. На трудную жизнь романтик – Светлов не жалуется, но мечтает, чтобы его песни услышали не только в Москве, но и в регионах. 22 мая в клубе "Гнездо глухаря" состоялась презентация его нового альбома "Свет и мед", который получился таким же разноплановым и романтичным, как сам автор.
О творчестве, авторской песне, музыке и стихах я побеседовала с Сергеем Светловым после концерта.
- Сергей, скажи честно, как по-твоему, авторская песня жива ли в России?
- Недавно перед съемками на телеканале "Доверие" кто-то из участников, лицо которого вспомню, а имя уже нет, бросил фразу: "авторская песня умерла 25 лет назад". Это меня сильно задело, и я поначалу бросился в бой, доказывая, что это совсем не так, что и сейчас много замечательных и талантливых авторов - исполнителей, мы просто их не знаем. Но быстро поостыл и сообразил, что в чем-то мой собеседник был прав. Если бы автор написал действительно народную песню - как В.Высоцкий, Б.Окуджава, Ю.Кукин, например, - то его бы обязательно знали. Хотя, возможно, просто современное общество не готово услышать эту песню, просто отвыкло от душевности и не воспринимает ее как что-то нужное - я правда не знаю.
- Есть ли шансы у современного барда быть услышанным широкой аудиторией?
- Вопрос сложный, на самом деле музыки сейчас очень много, и самой разнообразной - и если автор интересен, ярок - у него сохраняется шанс быть услышанным! Я много раз наблюдал на своих концертах удивленные, и в то же время радостные лица слушателей, когда они не понимали, что с ними произошло во время концерта, - а им было просто хорошо! И ведь это самое главное - чтобы Душа человека открылась и запела в унисон с исполнителем. И сегодня есть барды, которых слушают и будут слушать: Сергей Никитин, Александр Городницкий, Юлий Ким, Олег Митяев...
- Как ты выбираешь стихи, на которые пишешь музыку?
- Душой! Я занимаюсь музыкальной иллюстрацией стихотворения, стараюсь оживить слова, в которых уже заключена и музыка, и живопись, и настроение конечно! Поэзия, как мне кажется, не стареет. Любовь, - писал ли о ней Афанасий Фет или в наши дни Роберт Рождественский - остается Любовью. И я стараюсь выбирать лучшие, глубоко трогающие душу стихотворения, на которые пишу музыку. Недавно в Центральном Доме Ученых я представил новую программу "От Пушкина до наших дней", в которой прозвучали мои песни на стихи К.Бальмонта, Н.Гумилева, С.Есенина, И.Бродского, Э.Асадова, В.Высоцкого, а также некоторые из собственных стихов и песен. По музыкальному полю мои пути различны - это и лирика, и созерцательно-философские темы. Мне близок жанр гражданской и военной песни. Он специфичен, не всегда позволяет быть лиричным и допускает пафос, но лирикой состояние воина и эмоциональный накал не всегда бывает возможным передать. Представляете, как проникает песня в душу человека, чтобы он не постеснялся подойти после концерта и сказать: "Вы знаете, я слушаю вообще-то совсем другую музыку, но Ваши песни меня всколыхнули, а песня "Люблю" на стихи Роберта Рождественского тронула до слез...". Такое дорогого стоит!
- Когда и при каких обстоятельствах ты взял в руки гитару?
- В седьмом классе. Мы с мамой переехали из нашего старого дома в центре Москвы на окраину, где я сполна окунулся в мир дворов и подворотен. Драки, мальчишеское соперничество, смешное ухарство. Гитара была как символ силы. Сначала в чужих руках... Как водилось в московских дворах семидесятых, в нашем тоже что-то пели, как-то играли, я очень быстро заразился магией уличной песни. Гитара стала моей. Причем навсегда.
- А как появилась твоя первая собственная гитара?
- Мне ее подарила мама. Это был прекрасный инструмент, выпущенный на ленинградской фабрике имени Луначарского. Гитара была бесподобная! Звонкая, красивая. Она прошла со мной походы и службу в армии. Ей крепко доставалось! Переломы, ранения, царапины. Но я всегда восстанавливал, приводил в порядок мою "боевую подругу". Расстаться с первой гитарой я так и не смог. И сегодня она дома - на почетном месте. Вместе с кораблями и самолетами и из пионерского модельного кружка
- Кого ты считаешь своими учителями, наставниками?
- Первыми своими музыкальными наставниками считаю Юрия Антонова, группы "Машина Времени", "Воскресение". Вы, наверно, удивитесь, но на меня большое влияние оказала музыка, которая звучала в старых советских кинофильмах: она впиталась непроизвольно и дала очень много. А из зарубежных авторов на творческое становление повлияли, конечно, "Битлз". Помню, еще студентом я переписал тексты всех их песен - случайно попала в руки книга, как бывало тогда, - всего на один день. Я не спал всю ночь, переписывал стихи от руки.
- Как и когда ты обычно ты пишешь песни? Бывают особенные творческие периоды?
- Творчество - это всегда полет в унисон с пространством, когда погружаешься полностью в себя, в других, в космос... Лучше всего я пишу на рассвете, с первыми лучами солнца - и только в хорошем настроении. Наверное, потому, что я - "жаворонок" Конечно, помогает любимая женщина, успешные концерты, встречи с интересными людьми... Нужен позитив!
- Ты учился музыке? У тебя есть специальное музыкальное образование?
- Да, конечно. Музыка - моя страсть! Учиться было необходимо, я всегда чувствовал это, хотя никогда не занимался в музыкальной школе. У меня не было должной подготовки. Поэтому прежде, чем поступить в музыкальное училище имени Гнесиных, занимался с педагогом. Училище мне дало так много, что всегда нахваливаю судьбу за такой опыт. У нас был очень интересный курс, сильные музыканты: Андрей Малютин (продюсер музыкальных передач на радио Маяк), Александр Коврига - сейчас преподает гитару, Игорь Пеньков (работал с Ю.Антоновым). Я уже во время учебы пробовал сочинять - и сольные пьесы и оркестровые. Исполнялись мои произведения тогда студенческим музыкальным коллективом.
- А откуда в твоем лирическом творчестве интерес к военной теме?
- Я думаю, интерес привит с детства. Меня воспитывал дядя, Андриан Александрович Данилевич, генерал- полковник, всю жизнь отдавший военному делу. Он не смог пережить перестройку, и ушел вслед за своим начальником генералом Ахромеевым; был человеком идейным, служил начальником оперативного отдела Генштаба, профессором военно-исторических наук. Я помню, что каждый год, 9 мая, в День Победы мы собирались у него дома, смотрели парад, он много рассказывал, показывал документальные книги, фотографии. Позже, в годы службы в армии, мне предлагали остаться на сверхсрочную службу, но я сердцем понял - мое место не там. Песни пишутся откуда-то изнутри - возможно снова ощущается влияние кинофильмов про войну, возможно темы приходят, когда я вижу ветеранов - в орденах и морщинах... У меня много песен о войне. Спасибо моим друзьям-поэтам за замечательные стихи, которые стали песнями - Петру Акаёмову, Сергею. Стукало, Владимиру Масалову, Дмитрию Ботоногову. Недавно вы ступал в Госдуме, исполнял песню "Ветераны". Очень приятно, что она оказалась востребованной, полюбилась людям.
- В наше непростое время, когда телевизионный и радиоэфир стоят больших денег, как ты доносишь до людей свое творчество?
- Пробиться в медиа и, правда, практически невозможно. Но жизнь артиста не замыкается на СМИ! Живые выступления "не бьют по площадям", но дарят возможность общения. Я ведь почти каждый день пою: это и школы, и библиотеки, и детские дома, и просто творческие встречи друзей, презентации книг... Я стараюсь откликаться на все предложения, выпускаю новые диски, помогает собственная студия звукозаписи. Хочется больше ездить по нашей огромной стране и делиться своим творчеством с людьми.
- А в различных фестивалях и конкурсах ты участвуешь?
- Постоянно! Мне очень понравился Всероссийский фестиваль "Куликово поле" - в прошлом году я стал его победителем. Участвую также в фестивале "Гринландия", который проводится на родине А.Грина под г.Киров уже 17 лет и собирает огромное количество зрителей и исполнителей. Очень значимый фестиваль проходит в июне ежегодно в Коломенском, на Москве-реке. Непременно участвую в конкурсах военной песни.
- У тебя есть и собственный музыкальный клуб, расскажи об этом!
- Действительно, я открыл 2 года назад в одном из кафе г. Москвы свой личный проект. Сделал сайт в Интернете Клуб-театр «Маэстро», стал собирать единомышленников. За это время познакомился с очень интересными людьми в совершенно разных музыкальных жанрах - ведь я задумывал клуб, где звучали бы и джаз, и авторская песня, народное творчество и театральные постановки. Мой музыкальный дом начал выстраиваться, засветились окна, но, к сожалению, под наступлением кризиса, немного пришлось отступить от планов. Клуб открыт для сбора друзей, единомышленников, вновь открываемых авторов. Вечера проходят в очень теплой, душевной обстановке. Аудитория довольна, насколько возможно судить по отзывам.
- Твой новый альбом "Свет и мед", презентованный в "Гнезде глухаря", - новый этап в твоей жизни?
- В некотором смысле. Я считаю, вся жизнь - это совершенствование и развитие. 22 мая в Бард-клубе "Гнездо глухаря" состоялась презентация этого диска. Событие стало запоминающимся! В нем приняло участие множество друзей и знакомых! Альбом получился целиком лирическим: "Свет и мёд" все-таки! В него вошли песни, написанные за прошлый год - на мои стихи и на стихи любимых поэтов, таких как Елена Черникова, Наталья Лайдинен, Андрей Чирков, Ольга Аникина, Анна Юрканская, Галина Беспалова, Людмила Королева, Иосиф Бродский, Александр Галич, Владимир Масалов, Петр Акаёмов, Александр Вайнерман, Эдуард Асадов, Сергей Стукало, Дмитрий Ботоногов, Алексей Студниц-Мельников, Сергей Есенин. Вас это удивляет?
24.05.2010
www.viperson.ru
Лайдинен Наталья Валерьевна
Поэтесса, прозаик.
www.laidinen.ru
|